24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, архиепископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Кокшетау.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора Воскресения Христова г. Кокшетау: секретарь епархиального управления, благочинный кафедрального собора - иерей Валерий Анферов, иеромонах Евлогий (Щербак), диакон Уар Жазитов, диакон Андрей Куляс, диакон Максим Клементьев.
По сугубой ектении Архипастырь прочитал молитву о скорейшем восстановлении мира, возносимую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
За Божественной Литургией были прочитаны следующие отрывки из Священного Писания: Лит. – Евр.11:24–26,32–12:2 (зач. 329 от полу́). Ин.1:43–51 (зач. 5).*
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Евлогий (Щербак).
Песнопения Литургии исполнял хор кафедрального собора Воскресения Христова под управлением регента М. Петровой.
Владыка Серапион по окончании Литургии совершил чин Торжества Православия с возглашением многолетия, поздравил духовенство и прихожан с праздником и обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом.
Накануне вечером, 23 марта, Высокопреосвященнейший Серапион совершил Всенощное бдение в этом же кафедральном соборе. Во время Утрени, после чтения Евангелия, Архиепископ помазывал духовенство и верующих освящённым на литии елеем и обратился к прихожанам с Архипастырским словом, поздравив всех с праздником Торжества Православия.
Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).
«В сей день, в первую Неделю святого поста, – сообщает «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием»
Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.
После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери, Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор (787 года) был признан Вселенским.
По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.
Стоит заметить, что чинопоследование этого богослужения со временем менялось, дополнялось новыми текстуальными вставками.