20 апреля 2024 года, суббота 5-й седмицы Великого поста — праздник Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), празднование памяти Собора новомучениц и исповедниц Акмолинских. Высокопреосвященнейший архиепископ Серапион совершил утреню с чтением акафиста и Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Кокшетау.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора Воскресения Христова г. Кокшетау: секретарь епархиального управления, благочинный кафедрального собора - иерей Валерий Анферов, иеромонах Евлогий (Щербак), иерей Димитрий Загороднев, диакон Уар Жазитов, диакон Андрей Куляс, диакон Максим Клементьев.
По сугубой ектении Архипастырь прочитал молитву о скорейшем восстановлении мира, возносимую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
За Божественной Литургией были прочитаны следующие отрывки из Священного Писания: Евр.9:24–28 (зач. 322). Мк.8:27–31 (зач. 35). Богородицы: Евр.9:1–7 (зач. 320). Лк.10:38–42,11:27–28 (зач. 54).
Проповедь перед причастием произнес иерей Валерий Анферов.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора Воскресения Христова под управлением регента М. Петровой.
По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Владыка обратился к молящимся со словом назидания.
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется уже в древнерусских летописях.
Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.
При этом основой Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен преп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).
Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.
Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Студийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».