21 ноября 2024 года – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; Архангелов Гаврии́ла, Рафаи́ла, Урии́ла, Селафии́ла, Иегудии́ла, Варахии́ла и Иеремии́ла. Архиепископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион в престольный праздник храма Архистратига Михаила города Кокшетау возглавил всенощное бдение; совершил Литургию в храме Архистратига Михаила города Щучинска.
Его Высокопреосвященству на всенощном бдении, вечером 20 ноября 2024 г. сослужили клирики храма Архистратига Михаила г. Кокшетау: протоиерей Константин Копнин, благочинный Кокшетауского Церковного округа, настоятель храма Архистратига Михаила г. Кокшетау, иеромонах Власий (Кайдан Владимир Михайлович), иерей Виктор Горбунов, диакон Андрей Куляс. Клирики кафедрального собора Воскресения Христова г. Кокшетау: секретарь епархиального управления, благочинный кафедрального собора - иерей Валерий Анферов, иеромонах Евлогий (Щербак), диакон Уар Жазитов, диакон Максим Клементьев.
На Литургии Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма Архистратига Божия Михаила города Щучинска архимандрит Николай (Карпов), настоятель Церкови великомученика Димитрия Солунского с. Дмитриевка, клирик храма Архистратига Михаила г. Щучинск иерей Виктор Селезнев, клирики кафедрального собора Воскресения Христова г. Кокшетау иеромонах Евлогий (Щербак), диакон Уар Жазитов.
За Богослужением были прочитаны следующие отрывки из Священного Писания: Утр. – Мф.13:24–30,36–43 (зач. 52). Лит. – Бесплотных: Евр.2:2–10 (зач. 305). Лк.10:16–21 (зач. 51).
Проповедь перед причастием на Литургии произнес иерей Виктор Селезнев.
Песнопения всенощного бдения исполнял хор храма Архистратига Михаила города Кокшетау под управлением Т. Некрасовой. Песнопения Литургии исполнял хор храма Архистратига Михаила города Щучинска.
По завершении Литургии Архиепископ Серапион, духовенство и прихожане совершили крестный ход вокруг храма Архистратига Михаила Щучинска. Было возглашено многолетие.
По окончании крестного хода Высокопреосвященный Владыка возглавил молебен Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным, поздравил всех с престольным праздником и произнес проповедь, отметив, что этот день является днём Ангела каждого крещённого человека, каждого, кто испрашивает в своих молитвах помощь и поддержку небесных сил.
Для гостей праздника и прихожан была организована трапеза.
21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Празднование установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил их православное почитание.
Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф 25, 31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт 3, 24). Их имя значит излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет 3, 22; Кол 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!». По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан 3, 92 – 95).
По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд 1, 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого.
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске и кремлевский собор в Нижнем Новгороде.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан 8, 16; Лк 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов 3, 16; Тов 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд 4, 36).