Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Духовная помощь. Статьи.

Воскресная проповедь на Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Протоиерей Димитрий Смирнов. Воскресная проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Сегодня Святая Церковь празднует событие Священной Евангельской истории, которое именуется Вход Господень в Иерусалим. Но нам, жительствующим уже в ХХI веке, давно известно, для чего Христос туда входил. И несмотря на то, что Он многих из своих учеников предупреждал, что Ему надлежит в Иерусалиме пострадать, и Его убьют, и Он в третий день воскреснет, это у них не оставалось в сердце, они это быстро забывали, как это часто бывает и со взрослыми и с детьми, потому что обычно человек слышит только то, что ему нравится, что он ожидает, что принимает. Очень распространено даже внутри Церкви такое движение: у одного священника спросила, потом у другого, потом у третьего, потом у двадцатого, потом ищет какого-то старца, чтобы съездить спросить. Чего ищет человек? Ищет человек того, кто ему скажет то, что он думает, и утвердил то, что он уже хочет, а не то, что разумно или представляет собой волю Божию. Обычного человека совершенно не интересует воля Божия и совершенно не интересует, что соотносится со здравым смыслом.

Я даже замечал, что иногда люди приходят с какой-то совершенно безвыходной ситуацией. Есть такие ситуации, и нередко, к сожалению, потому что человек живёт обычно эмоционально и хаотично. Вот, сейчас захотелось – сделал то, завтра захотелось чего-то прямо противоположного – сделает это. Приходит одна женщина и рассказывает: «Я мужа ненавижу». Я говорю: «Ну что ж… Хорошее христианское чувство. А вольно ж тебе было замуж выходить?», отвечает: «А я его тогда любила», – «А сейчас?» – «А я, – признаётся, – его и сейчас люблю». Как тут вообще быть? Какой дать совет человеку, который одновременно и ненавидит, и любит. Это от чего зависит? Ну, наверно, от того, что позавтракал, или от того, какая атмосфера сложилась в окружающей среде, атмосферное давление повышено или нет, раздражает или нет, и так далее. Люди живут, как какие-нибудь морские животные: палочкой коснулся – щупальца вобрал, успокоилось – всё опять распустилось. Как медуза. Потому что разум, к сожалению, отсутствует. Поэтому нет никакого смысла городить какие-то разумные доводы. Это вот как ребёнка убеждать: «Ну не кричи» (в храме раздаётся плач ребёнка – прим. ред.) . Что тут нужно? Нужно взять, вынести его скорее на улицу, благо на улице не минус двадцать. А всякие разговоры с ним бесполезны, потому что он весь в своём крике, он ничего не слышит. Судя по этому крику, ему меньше года. Диалог невозможен. Не только с маленькими детьми, но и с большинством взрослых, потому что они ничего не слышат.

Не слышали практически ничего и ученики Христовы. И те люди, которые Его приветствовали. Они ещё не понимали, что через четыре дня будут так же, с таким же остервенением, как они кричали: «Осанна!» будут кричать: «Распни Его!» Это те же самые люди. Отчего это происходит, ведь человек создан Богом как существо разумное? Почему же такая потеря разума, всякой разумности? От греха. Грех – это такое заболевание, тотальное, которое поражает всё. И наше физическое тело – мы из-за греха стали болеть и умирать. И то, сперва Адам прожил 900 с лишним лет (так точно цифру уж сейчас не помню, мы проходили в семинарии, но это и не важно). А уже потом Господь и этот срок ограничил, потому что невозможно человеку, грешнику, жить по 1000 лет: он за 1000 лет столько всего наворотит! Сейчас смотришь: человек приходит, иногда 15-17 лет, а у него такой воз грехов – хватит на две жизни уже. Когда ж ты, маленький мой, всё так хорошо успел-то?

Грех поражает и разум: человек не в состоянии сделать какой-то вывод. Грех поражает и чувства: человека чувства обуревают, и они сильнее всего, сильнее здравого смысла и какой-то разумной осторожности. Сейчас вот по статистике люди начинают курить с 10 лет. Ну что заставляет человека курить? На всех пачках написано, что вредно. Всё равно. Разум не включается. Я тут с мальчиками разговаривал, мальчикам как раз по 10 лет. Спрашиваю: «А что вас в этом привлекает?» – «Не знаю. Захотелось». Во-первых, как можно хотеть того, что ты не пробовал? Странно. Я спрашиваю: «Понравилось?» – «Нет». И таких мальчиков на свете не бывает, которые бы покурили, и им бы понравилось. Но почему-то уже к 10 классу курят уже 80 процентов мальчиков, значит человек преодолевает отвращение к табаку, и всё равно сам себя заставляет.

И вот, Христос пришёл для того, чтобы человека освободить. Ну, конечно, не от курева, пьянства. Нет, Он хочет освободить нас совсем от греха. Чтобы не грех над нами властвовал… Я привожу пример табака, потому что уж очень распространённое это дело, и очень наглядно видно. Но это совсем не главный и не страшный грех… Люди сами не понимают, вообще в чём самый страшный человеческий грех. Они думают, это убить, обворовать. Нет. Это не самое страшное. Тут всё наглядно, как и в болезни. Самая страшная болезнь для человека – это когда ничего не болит. Когда болит голова, ты можешь измерить давление, и убедиться, что у тебя гипертония, и начать лечиться. Гораздо хуже, когда у тебя голова не болит. И в один прекрасный день, а лучше сказать, утро тебя расшибает паралич, и ты не можешь ни слова сказать, ни встать, потому что половина тела тебя не слушается, ты всё понимаешь, а сказать не можешь. Почему? Потому что твоя гипертония протекала от тебя незаметно. Ты не чувствовал, что у тебя болит что-то. Давление повышалось, а сосудики постепенно изнашивались, и вот, один маленький сосудик в голове лопнул. И вот, ты инвалид первой группы. И всё. И работу покидаешь, придётся жить на пенсию, а пенсия такая, что на лекарство не хватит, если тебе дети не помогут финансово. И вот, вся твоя жизнь резко меняется.

И вот, есть у нас заболевание… Например, гордость. В детях это видно: «Хочу – не хочу», «С мамой поругалась». Смотрю, на вид – 15 лет. Я говорю: «Тебе это пальто кто купил?» – «Мама». Нормально. С мамой поругалась. А если пальто снять? И вообще всё у тебя взять, что мама купила. А хочешь поесть – иди на улицу, в мусорном контейнере что найдёшь, тем и питайся. Тогда, может быть, поймёшь, что для тебя мама значит. Нет… От чего это происходит? От гордости. Гордость делает человека слепым. Даже маленький, 15-тилетний человек не понимает, что значит мама. Просто не понимает.

Есть ещё скрытые в нас грехи, незаметные для нас. Например, лицемерие. Хотим чего-то добиться от той же мамочки: «Мамочка, ой, как я тебя люблю, ля-ля-ля, вот мы с девчонками хотим к мальчишкам на дачу съездить. С ночёвкой». Ну мама-то, слава Богу, жизнь прожила, хотя половину ещё своей жизни, но она знает, чем это кончится, она говорит: «Нет». «А! Ты никогда! Вечно ты! Одни только запреты!» Даже в голову не приходит, а почему это она не пускает. Может быть, у неё какие-то соображения, может быть, нужно их выслушать. Нет. Сначала лицемерие, а потом гнев. И в результате человек лет с 17 до 20 попадает в беду. Потом расхлёбывает её. Иногда всю оставшуюся жизнь. И вот от этого всего мама хотела бы предостеречь.

И от этого всего хочет и Христос предостеречь человека. Научить всех – и мам, и дедушек, и бабушек, и тётенек и дяденек, и детей, и взрослых, и стариков – как нужно нам жить, чтобы выйти из этого царства греха, как нам от этого спастись, от этой страшной болезни, которая есть грех, который понуждает в воскресенье кричать: «Осанна!», а в пятницу: «Распни!», который понуждает за 30 монет продать человека, ничего плохого тебе не сделавшего. Вообще ничего плохого. Даже слова не сказал обидного. Как это так получается? Почему человек такой гнилостно плохой? Почему нет в нём твёрдых устоев того, что можно сделать, а что нельзя? Почему в нём только «что хочу сделать» и то, «что не хочу». А это «хочу – не хочу» диктуется грехом. К сожалению.

Вот для этого Господь въезжает в Иерусалим – для того, чтобы сказать о Царстве Его, которого хотели все эти люди, все эти дети, забравшиеся на деревья, с пальмовыми ветвями. Они кричали, они хотели царства. Вот, придёт царь, освободит нас от оккупантов. У нас будет что? Свобода. В результате что они все получили? Они потеряли всё. Они потеряли язык. Они потеряли столицу. Они потеряли государство. Иерусалим был весь пропахан плугом вдоль и поперёк, чтобы он вообще не возродился. За что боролись? А напоролись совсем на противоположное. Ничего не вышло из ожидаемого. Человек что-то может располагать: «Будет так, будет так». Нет. Располагает-то Бог.

И жизнь дана каждому человеку, каждому – и спортсмену, и инвалиду, и мужчине, и женщине – для того, чтобы в результате этой жизни научиться чему-то очень важному. Потому что наша такая короткая (несколько десятков лет) жизнь подобна внутриутробному развитию, которое проходит человек, находясь во чреве мамы. Всё его пребывание там – девять месяцев – служит только тому, чтобы подготовиться к жизни на земле. А жизнь наша уже на земле существует только для одного – подготовиться к жизни вечной. Только в этом смысл. Поэтому если человек живёт так, что все интересы только земные, это значит, что человек совершенно неправильно живёт. Здесь, на земле ты чего-то можешь достигнуть, и даже можешь успеть немножко этим попользоваться. А потом? А потом всё совершенно по-другому. То, что здесь на земле представляет ценность у людей, то, как правило, является перед Богом мерзостью. Поэтому большинство людей живут перед Богом, совершая различные мерзости. Совесть им, людям, об этом говорит. Люди упорно исполняют свои желания.

И так же было в Иерусалиме: все ликовали, и только Христос был печален, потому что Он знал, что совершается самая величайшая мерзость в истории человечества, вообще в истории всей вселенной. Потому что духовным центром нашей вселенной является земля. И в Иерусалиме проходила ось всей мировой истории. И каждый человек до сих пор является участником этого вращения. И у каждого человека есть к этому какое-то своё отношение. Либо он жизнь свою строит от вращения вокруг этой оси, и ощущает свою причастность, и свою жизнь приспосабливает к этому вращению, либо он этого вообще не замечает, и говорит: «Меня это вообще не интересует». И говорит ещё с таким апломбом, как будто он сказал очень умную вещь. Дурак! А если тебя завтра утром парализует, что ты будешь говорить? Давай, кинь свои миллионы на то, чтобы тебе ходить и на что, чтобы к тебе вернулась речь. Ничего не выйдет. Так и будешь волочить ногу. Ничего не сделаешь. А уж когда придёт время умирать – ну-ка, попробуй! Да, современная медицина – чудесная вещь, и любому человеку с помощью некоторых процедур можно на несколько месяцев продлить жизнь, какой бы тяжёлой болезнью он ни болел. Практически любому. Ну, кроме тех, которые в тяжёлую катастрофу попали, или ожог больше 70 процентов – тут уж ничего не сделаешь, если за 10 дней, когда кризис бывает, не произойдёт резкое улучшение благодаря какому-то чудесному иммунитету, уже всё – ничто не спасёт. Но человек исполнен гордости и не чувствует свою зависимость, он считает, что он сам всего достиг, и он вообще очень важное на земле существо. Это всё так. Но важность эта совершенно в другом: важность человека состоит в той возможности, которая ему дана от Бога: познать Бога и вернуться к Нему, вернуться в райское состояние, когда человек жил перед Богом, общался с Ним. Непосредственно этого хочет от человека и Сам Господь. Нам трудно представить себе Его любовь: ради того, чтобы дать нам, как в американских фильмах говорится, ещё один шанс, Он вступает в Иерусалим. И не только ради этого. Он же пришёл именно к народу, который вышел из чресел Авраама. Авраам был подобен всем грешникам. И кто читал Ветхий Завет, книгу Бытия, знает, что там об этом написано. Что же отличало его от всех остальных? А он несумненно верил Богу, и будучи старым и бездетным человеком, когда от Бога узнал, что от него произойдёт большой народ, он ни на секунду в этом не усомнился. И Бог дал ему чад. Это уже было чудо. И вот постепенно из потомков Авраама создался народ, который помнил, что они дети Авраама, что они верят в Единого Бога, не как прочие народы, которые верили в разных богов, а в Единого Бога, Творца небу и земли. И вот к ним пришёл Христос, потому что они ждали, что придёт Спаситель. И они Его не приняли, потому что они ждали другого. Они ждали царя от мира сего. Но у Бога гораздо более высокая задача: дать нам всем Небесное Царство, а не этот мир с его скоротечностью, с его болезнями, с его предательствами, войнами, и так далее, и так далее (неохота даже в праздник это всё перечислять).

Он пришёл. Нужно ли было ему искать молодого осла, чтобы на него сесть? Нет, не нужно. Нужно ли ему было обязательно это всё совершать в Иерусалиме? Да нет, можно было и в любом другом городе, и покрасивей Иерусалима. Например, в Риме. Почему Он в Иерусалим приехал? Он хотел оказать снисхождение простым людям. Простым неграмотным людям, которым с детства отец и мать внушали некоторые вещи. Например: «Ты не язычник, ты принадлежишь единственному народу на земле, который верует в Единого Бога, ты сын Авраама». Которые внушали, что придёт Спаситель, и Он будет Царём Израиля. И Этот Спаситель придёт не куда-нибудь, а придёт перед Пасхой в Иерусалим. И все Его узнают, потому что Он будет въезжать в Иерусалим на молодом осле. И все Его будут встречать и ликовать. И вот ради этого Христос всё это совершил – чтобы они Его узнали, чтобы проложить им мост от царства земного к Царству Небесному. Но так было сильно желание царства земного, что отвергнули Небесное, более того, они заставили Пилата Его убить. «Если ты его не казнишь, ты не друг Кесарю» - шантаж. «Мы на тебя напишем донос, что ты не друг кесарю». Почему? «А тут какой-то человек молодой объявил себя царём, а нет у нас другого царя, кроме кесаря». Кесарь, оккупант, оказывается, любимый царь. Никого другого нам не нужно.

И поэтому апостолы, ученики Христовы, после вот этой твердыни, желания земного царства, пошли к другим народам – к языческим. И нам досталось спустя 1000 лет. Но, правда, в летописи говорится, что апостол Андрей Первозванный на Киевские горы приходил. Но там жили тогда полудикие племена, и следов христианства от того времени не осталось. Апостолы проповедовали для того, чтобы и другие народы приняли Христа. Сами природные дети Авраама отвергли для того, чтобы вошло в Церковь. А что такое Церковь? Церковь – это Новый Израиль. Израиль – это что, то, что в Иерусалиме? Нет. Это на бумаге государство Израиль. Церковь – это есть истинный Израиль Божий. Он собран из верующих во Иисуса Христа. Но не всех, а только тех, для которых Царство Небесное выше, чем царство земное. И для каждого из нас этот выбор стоит ежедневно, в каждом поступке. Вот этот твой поступок, это ради земного царства или ради Небесного? Вот за это Христос и умер в Иерусалиме. Аминь.

 По материалам: http://www.dimitrysmirnov.ru

опубликовано 12 апреля 2014
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Его исповеднический подвиг учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию». Памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского
Празднование 20-летия учреждения Казахстанского Митрополичьего округа в Южной столице
Документальная лента о истории и чудесах Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Частица святых мощей преподобного Александра Свирского, всея России чудотворца передана в дар Кокшетауской и Акмолинской епархии епископом Тихвинским и Лодейнопольским Священноархимандритом Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Икона с частицей мощей пребывает для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.