Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Духовная помощь. Статьи.

С праздником Сошествия Святаго Духа!

Этот великий день во всём христианском мире именуют по-разному: День Святой Троицы, Пятидесятница или Сошествие Святого Духа. Важно то, что значение Праздника неизменно велико, торжественно и свято. Троица - один из главных православных праздников, входящий в число двунадесятых.

Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. Сошествие Святого Духа на апостолов также описано и в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»  (Деян. 2:2-4).

 

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина»  (Деян. 2:13). 

В ответ на такую реакцию: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян. 2:14-18)

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви. В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его»  (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».

 

Троица (икона Андрея Рублёва, начало XV века)

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ усопших. Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

 

Благословен еси, Христе Боже наш,

 иже премудры ловцы явлей, 

ниспослав им Духа Святаго, 

и теми уловлей вселенную: 

Человеколюбче, слава Тебе. 

(Тропарь праздника)

 

По традиции цвет облачений священнослужителей во время богослужения этого великого праздника— зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа. 

 

Сошествие Святого Духа

Развитие иконографии праздника начинается с VI века, мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест.

 

Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются: 12 апостолов, причём место Иуды Искариота обычно занимает не Матфей, а Павел; иногда – Пресвятая Богородица.

Здания, написанные на фоне, — изображение первого этажа дома в Иерусалиме, где имело место чудо. Кроме того, нередко можно увидеть аллегорию вселенной, лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян. 2:3) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесенный из описания Крещения Господня.

В нижней части иконы в тёмном пространстве может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа из разных стран, бывших свидетелями сошествия Святого Духа (иногда это пространство оставляется пустым, ассоциируясь с пустой гробницей Господа и Бога нашего Иисуса Христа и будущим воскресением мёртвых. 

На первом этаже  современной греческой иконы Пятидесятницы показаны представители разных народов, пришедшие на праздник в Иерусалим, во врезке — Давид и Иоиль с текстами цитируемых Петром пророчеств.

Традиционным толкованием образа царя является образ народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одной фигурой царя как его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь. В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир», по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос».

По мнению философа Е. Н. Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии.

Троицкая суббота, или Родительская суббота перед Троицей – один из четырех общецерковных календарных дней поминовения умерших. В связи с тем, что некоторые из прихожан и людей невоцерковленных  впадают в заблуждение тени язычества и бытующих народных суеверий, необходимо отметить, что можно делать и чего ни в коем случае не стоит делать в Троицкую субботу.

Накануне Троицы, в Родительскую субботу, принято подавать записки об упокоении душ усопших рабов Божиих в православные храмы, поминать усопших и посещать кладбища. В родительский день перед Троицей следует помянуть усопших в личной молитве, помолиться за них, в храме перед началом службы можно подать записку с именами усопших для поминовения в алтаре.

Троица – один из главных церковных праздников наряду с Рождеством и Пасхой. Во время Вселенской панихиды, которая служится только 2 раза в год, церковь поминает всех от века умерших православных христиан,  однако есть заблуждение,  что поминовение происходит независимо от того, как они отошли в мир иной. Каждый прихожанин поминает в основном только своих умерших родственников. Однако, самоубийц Православная церковь не поминает ни при каких условиях. И поминовение их приемлемо родственниками лишь в сугубой, личной, домашней молитве.

Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером вся Церковь во время службы ходатайствует за своих усопших. Так же по христианскому обычаю после богослужения в Троицкую субботу обязательно посещают могилы усопших, возжигают свечи, читают молитвы за упокой души православного христианина. Отголоском языческих суеверий является приношение на могилы  поминальной еды. Это невежество и незнание, нежелание постижения основ Православия: души успоших в материальной пище не нуждаются.

Единственное, что действительно оказывает им помощь и утешение – это наша истовая личная молитва и молитва священничества во время совершен  за упокой души перед Господом и Спасом нашим  Иисусом Христом, Одной из подобных язычеству традиций Троицкой субботы является «опахивание могил» родных березовыми веточками, равно как и устроение ритуальных трапез. 

Ужас и недоумение охватывает, когда крещеные во Христа, уверововавшие в Его Воскресение прихожане, говорят, придя на могилу умершего следующие слова, дабы пригласить к трапезе словами: «Приди и поешь» или «Выходи и угощайся». Посещение могил родственников на Троицкую субботу от незнания и невежества заканчивалось гулянием, которое устраивали здесь же, на кладбище. Кстати, еще одной языческой традицией, приписываемой празднику Троицкой субботы, был обычай топить баню для умерших. 

Считаем своим долгом предостеречь от следования чуждым и вредоносным обрядам, откровенно несущим на себе печать лукавого.

Каждому православному человеку надлежит в Троицкую субботу сходить на кладбище для поминовения своих усопших родственников и близких. Не забывайте о том, что пить спиртные напитки на могилах категорически запрещено. Согласно православной традиции, распивание спиртных напитков на могилах – кощунство. 

Заранее посетите православный храм, закажите в память об усопших сорокоусты или панихиды. На кладбище, без языческих суеверий, без кощуннического распития спиртного, зажгите свечу, прочитайте молитву и помяните человека достойно, пригласите на кладбище православного священника для чтения литии об испрошении у Господа вечного упокоения для усопших родственников.

Сердечно поздравляем всех Вас со Днём Сошествия Духа Святаго!

 

Подготовил Валерий Анфёров

опубликовано 06 июня 2014
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Его исповеднический подвиг учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию». Памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского
Празднование 20-летия учреждения Казахстанского Митрополичьего округа в Южной столице
Документальная лента о истории и чудесах Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Частица святых мощей преподобного Александра Свирского, всея России чудотворца передана в дар Кокшетауской и Акмолинской епархии епископом Тихвинским и Лодейнопольским Священноархимандритом Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Икона с частицей мощей пребывает для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.