Виртуальный тур по Вознесенскому кафедральному собору в Алма-Ате по ссылке: cathedral.kz/3dtour/tour.html
Он дорог православным христианам как место жилища славы Господней (Пс. 25:8) и почитается верующим народом как дом Божий и врата небесные (Быт. 28:17). Собор, свидетельствующий о славных и судьбоносных событиях истории страны, любим казахстанцами, его красотой дорожат алматинцы, им восхищаются гости города.
По древней традиции освящение храма совершается как после его возведения, так и по завершении всякого большого реставрационного обновления. Впервые чин великого освящения Вознесенского собора, который стал главным православным храмом обширной Туркестанской епархии и украшением города Верного, совершил в 1907 году святитель Димитрий (Абашидзе) – выдающийся иерарх, прославленный в лике святых как преподобноисповедник Антоний Новый. Во второй раз собор, возвращенный Церкви Христовой в 1995 году, освятил архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий. И ныне, в XXI веке, после полномасштабной реставрации, архипастыри Митрополичьего округа призвали освящающую благодать Духа Святого на возрожденный Вознесенский собор, и по слову Священного Писания: «Слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8:11).
«Стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь» (Агг. 1:8), – звучит через древнего пророка Божие повеление. Во все времена благочестивый православный народ через созидание и благоукрашение храмов проявлял свою веру в Творца и Промыслителя, выражал любовь к Богу, свидетельствовал об уповании на жизнь будущего века. В церковном зодчестве через различные природные материалы, благодаря искусству и талантам архитекторов и художников, воплощаются в реальности невещественные, таинственные образы Царства Небесного. Наполненные богослужебной жизнью стены, по словам святых отцов и учителей Церкви, являются чертогом Царя славы, Небом на земле, новым Раем.
Чин великого освящения храма преображает созданное людьми строение в Дом Божий. Мы с вами усердно молились, чтобы Господь милостивно призрел на освящаемый собор и внимал «мольбам, зде возносимым день и ночь». И как некогда строителю первого храма на земле – премудрому Соломону – Творец и нам с вами дает ответ: «Я освятил сей храм, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9:3).
Торжественные священнодействия и проникновенные слова молитв великого освящения еще раз напомнили нам о значении храма для спасения души человеческой, для полноценной духовной жизни людей. Каждая совершаемая под церковными сводами служба, каждое Таинство являют нам присутствие Божие, но более всего – Божественная Литургия, святая Евхаристия. В минуты принесения Бескровной жертвы за жизнь мира, «о всех и за вся», вокруг престола непостижимым образом собирается вся Церковь, невидимая и видимая – священнослужители молятся с ангельскими силами, угодники Божии предстоят вместе с верующими. «Такое благодарение, – говорит святитель Иоанн Златоуст о Евхаристии, – освобождает нас от земли, переселяет на Небо и делает людей ангелами». В храме во время совершения Божественной Литургии исполняется то, о чем молился Господь Иисус Христос перед Своими страданиями за род человеческий: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17. 21). Именно в Евхаристии – Таинстве Божественной любви – Духом Святым созидается Церковь как Тело Христово. Участвуя в Литургии, мы незримо, но реально соединяемся с Господом, с Преблагословенной Богородицей, с ангелами и святыми и друг с другом. В таинстве Причащения заключается главное средство к достижению истинной цели жизни всякого верующего – обо́жению. Об этом прекрасно говорится в молитве перед принятием святых Даров: «Божественное Тело обожает мя и питает. Обожает ум, дух же питает странно».
Освящение храма имеет еще одно глубокое символическое значение – это образное напоминание каждому из нас о том, что жизнь наша по словам и по поступкам должна быть такой, чтобы и мы с вами становились живыми нерукотворными храмами Божиими. «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16), – спрашивает верующих апостол Павел. Церковные стены окропляются святой водой и помазываются святым миром, и над человеком, вступающим на путь христианской жизни, совершается Крещение и Миропомазание. Храм украшается благолепной утварью и иконами, сиянием свечей и благоуханием ладана, и христианин должен душу свою украшать делами веры.
Вознесенский кафедральный собор, воздвигнутый трудами благочестивых людей в начале ХХ столетия, пережил суровые испытания – разрушительные землетрясения и времена гонений на Церковь Христову. Чудом уцелевший в годину испытаний, сегодня он свидетельствует о несокрушимости Христовой веры, о силе духа, о том, что «С нами Бог!» (Ис. 8:10) и «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).
Совершаемое нами торжество усугубляется воспоминанием памятной даты. Четверть века назад Вознесенский собор после десятилетий гонений на святое Православие был возвращен мудрым решением Первого Президента страны Н.А. Назарбаева законному владельцу – православным верующим – в вечное пользование. Это долгожданное событие, открывшее новую страницу истории Православия в Казахстане, приближали молитвы новомучеников и исповедников, просиявших на этой древней земле. Первым архипастырем, кто поднял вопрос о передаче святыни, был митрополит Евсевий (Саввин), а возрождали возвращенный собор возглавлявшие Алма-Атинскую кафедру архипастыри – нынешние митрополит Тульский и Ефремовский Алексий и митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий.
Значимым даром к 25-летию возрождения в стенах Вознесенского собора литургической жизни стало завершение грандиозной реставрации собора, которая осуществлялась всем миром, на народные пожертвования и средства меценатов. Три с половиной года, без остановок и выходных, длилась эта непростая научная работа с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Осуществленный проект глава государства К.-Ж.К. Токаев справедливо назвал «вторым рождением святыни».
Благородные дела тружеников и добрая поддержка благотворителей никогда не будут забыты у Бога. «Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек» (Сир. 40:17), – свидетельствует Священное Писание. За каждой Божественной Литургией возносятся молитвы о строителях, жертвователях, благоукрасителях храмов, воспоминается память тех, кто служил и молился в их священных стенах. Имена всех, кто воссоздавал Вознесенский кафедральный собор, навечно вписаны золотыми буквами в историю Казахстанского Митрополичьего округа и нашей страны.
«От храма зависит судьба нашей жизни, которая им благословляется и освящается, но и от нашей жизни зависит судьба самого храма», – наставляет святитель Филарет Московский. Необходимо не только созидать и украшать храмы, но и постоянно наполнять их молитвой, согревать нашим живым общением с Богом в спасительных Таинствах. Будем же спешить и в праздники, и будни под эти священные своды – в тихое пристанище, спасающее нас от бушующих волн житейского моря, в место врачевания душевных и телесных недугов, в селение Божественной славы, благодатью Духа Святого освящающее и просвещающее умы и сердца.
Пусть обновленный Вознесенский собор до скончания времен стоит у подножия Заилийских гор, пусть напоминает он всем, созерцающим его величие, о спасительной силе Православия, пусть помогает он познать людям Истину и обрести путь к единению с Богом.
Да будут сердца наши вполне преданы Господу, Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его (3 Цар. 8:61).
ГЛАВА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ