22 мая 2021 года. Семей. После посещения музея Ф.М. Достоевского митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил освящение мемориальной доски в Воскресенском кафедральном соборе.
В мероприятии приняли участие: епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), духовенство; генеральный консул Российской Федерации в Усть-Каменогорске М.Ю. Королев; заместитель акима города А.С. Садырбаев; известный общественный деятель и меценат, президент благотворительного фонда Г.М. Погосян; Герой Российской Федерации В.Н. Чухванцев; куратор просветительских, информационных и социальных проектов Митрополичьего округа, руководитель общественного фонда «Фонд ЭМО» Г.Г. Сосновский; советник губернатора Ленинградской области А.И. Зайцев, председатель армянского культурного центра «Ван» С.А. Салумян; директор общественного фонда «Военно-патриотический центр «Арлан» А.З. Уразбаев; представители общественных организаций и этнокультурных объединений, научная и творческая интеллигенция.
Открытие памятного знака приурочено к 200-летию со дня рождения великого писателя.
На доске выгравирован портрет Ф.М. Достоевского и запечатлен текст: «В год 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. В память о торжествах, посвященных великому русскому писателю, состоявшихся в городе Семипалатинске в 2021 году. «Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками принесет много добра» Ф.М. Достоевский».
Открывая мемориальную доску, Глава Православной Церкви Казахстана, в частности, сказал: «В светлые пасхальные дни, в праздник почитаемого православным народом святителя Николая Чудотворца, здесь, в Семипалатинске, мы открываем мемориальную доску в память о великом писателе, выдающемся мыслителе и христианском философе Федоре Михайловиче Достоевском. В этом городе он жил с марта 1854 по февраль 1859 года. Семипалатинский период – это время возвращения Достоевского к литературному труду. Годы, проведенные в ссылке, стали временем духовного обновления писателя, как он сам это называл, «перерождением убеждений». Из человека, сочувствовавшего социалистическим идеям, Достоевский стал убежденным государственником, сторонником эволюционного развития общества. Самое главное, он возвратился к твердой христианской вере, в которой был воспитан, и от которой чуть было не отошел под влиянием атеистических мыслителей. Один из значимых, основных предметов мысли Федора Михайловича, который рассматривает он в каждом своем произведении – это человек как образ Божий, хотя и искаженный, падший. Выдающийся философ XIX столетия Владимир Соловьев скажет о писателе: «Любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением». Для верующих и для всех людей, ищущих высшей Правды и смысл бытия, Достоевский действительно является провозвестником воли Божией, который, как никто другой в мировой литературе, сумел раскрыть и своим современникам, и их потомкам глубину Евангельских истин и небесную красоту Православия».
После слов приветствия при пении тропаря Светлому Христову Воскресению, священнослужители сняли с мемориального знака белый покров. Митрополит Александр огласил текст, запечатленный на памятной доске, и окропил ее святой водой.
В завершение мероприятия архипастыри и духовенство совершили славление празднику Пасхи, после чего была пропета «Вечная память» Ф.М. Достоевскому.
По материалам сайта mitropolia.kz