«Земля полна суеты, бед и скорбей», – так говорил о своей эпохе преподобный Антоний Великий, живший в египетской пустыне в IV столетии. Что же можно сказать о бедственном состоянии современного человечества, сокрушаемого круговоротом стремительно меняющихся событий, страдающего от постоянных тревог и непрекращающегося информационного шума. В бушующем море, наполненном искушениями и соблазнами, Великий пост становится для нас спасительным пристанищем. По зову Церкви Христовой всем сердцем, всей душой, всем разумом (Лк. 10:27) в эти священные дни мы обращаемся к Творцу и Спасителю, получаем от Него избавление от духовной погибели и обретаем утешение в скорбях. «Только в Боге успокаивается душа моя» (Пс. 61:2), – возвещает Псалмопевец Давид.
Святая Четыредестяница дарит нам замечательную возможность принести Богу искреннее покаяние, глубинная суть которого не только в сожалении о содеянных ошибках или осуждении собственных дурных поступков и мыслей, а в полном отказе от греховного пути, в обновлении всех сторон жизни по Евангелию, в возвращении к Небесному Отцу. «Слава Богу, что отверсто для нас Небо, лишь бы только мы сами не поленились войти в него», – говорит в своей великопостной проповеди святитель Дмитрий Ростовский. С горечью каждый из нас может и должен признать, что не научился еще по-настоящему каяться, не постиг эту спасительную науку освобождения души от плена страстей. Вот почему Святая Церковь еще за три недели до начала Великого поста вкладывает в наши уста молитву: «Покаяния открой мне двери, Податель жизни». Мы начинаем с того, что просим Самого Бога стать нашим учителем в этом непростом делании. С этой же целью многократно в течение великопостных богослужений будут звучать слова молитвы преподобного Ефрема Сирина, завершающиеся прошением: «Господь Царь, дай мне видеть мои согрешения». С осознания собственной неправоты перед Творцом, с честного признания нарушения заповедей Божиих начинается дорога покаяния. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8-9). На этом пути кающегося подстерегает искушение – смягчить собственную вину, переложить ее с себя на кого-то другого, найти смягчающие обстоятельства. И в подобном случае Церковь Христова за великопостной Литургией Преждеосвященных Даров заботливо предлагает нам помолиться об избавления от самооправдания словами псалма: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140:4). Случается и такое, что человек, взирая на совершенные им злые дела, начинает сомневаться в милосердии Божием и впадает в состояние уныния. Важно помнить, что Господь – строгий Судия и, вместе с тем, наш милостивый Отец. «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения», – утешает нас святитель Иоанн Златоуст.
Наше ежедневно приносимое Богу раскаяние в проступках, чувство сожаления о содеянном зле и отказ от греха, являются преддверием таинства Исповеди, необходимыми условиями для его совершения. Каждый из нас, движимый желанием спасения души, должен стремиться к этому Божественному дару. Отцы Церкви, говоря о значимости этого Таинства, называют Исповедь «обновлением Крещения». Перед крестом и Евангелием в присутствии священника человек исповедует свои грехи, и совершается великое чудо – в ответ на искреннее покаяние Сам Христос, невидимо здесь стоящий, через Своего служителя, пастыря, дарует кающемуся прощение, освобождает его от бремени совершенных ошибок, врачует душевные раны, открывает верующему возможность «начать жизнь с чистого листа». Важен еще один факт: в таинстве Исповеди Бог являет кающемуся Свою особую милость – ниспосылает благодать, которая укрепляет человека, помогает ему бороться с грехом и побеждать его. Вся духовная жизнь христианина преображается, если он регулярно участвует в таинстве Исповеди, искренне, без лукавства и ложного стеснения открывая исповедующему священнику недуги своей души. «Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, – и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу», – советует святитель Игнатий (Брянчанинов).
«Завершение всякого священнодействия и печать всякого Божественного Таинства есть Священное Причащение», – учит нас святитель Симеон Солунский. Исповедь, дарующая нам сердце сокрушенное и смиренное (Пс. 50:19), наилучшим образом подготавливает нас к приобщению Животворящих Христовых Таин. Чувство благоговения и трепета перед Творцом, осознание своей душевной немощи, вера в любовь и милосердие Божие, укрепляет в нас твердую надежду на то, что приобщение Пречистым Телу и Крови Христовым послужит в прощение грехов и в жизнь вечную, в освящение и просвещение, и в крепость, и в исцеление и здравие как души, так и тела (см. молитва свт. Иоанна Златоуста пред св. Причащением). Исповедуясь и приступая к святой Чаше, мы, говоря словами Писания, получаем благодать на благодать (Ин. 1:16), обретаем силы быть мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:11).
«Во дни Великого поста отверсто все: и Небеса для помилования, и грешник для исповеди, и язык для моления», – говорит святитель Иннокентий Херсонский, поэтому отвергнем всякую леность и поспешим в это спасительное время в Божии храмы, чтобы принять участие в прекрасных, умилительно-строгих богослужениях, насытить сердце и разум словами Священного Писания, омыться от греха таинством Покаяния и вкусить Животворящих Христовых Таин. Пусть предстоящий Великий пост поможет нам достойно подготовится к встрече праздника праздников – светлого Воскресения Христова. Постараемся всегда в уме и в сердце памятовать о том, «какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1).
Призывая Божие благословение,
ГЛАВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАЗАХСТАНА
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ